Рэтмен - полусумасшедший ученый, который решил разбудить Челл, а кроме того, много общался с кубом-компаньоном. Но нас больше интересует не столько его психически нездоровая личность, сколько его убежища, богато изукрашенные граффити и заваленные всевозможным мусором. Первое можно найти уже в четвертой камере первой главы. Поднявшись по наклонному стеклу. сверните направо - там будет лестница. Слева на верхней площадке обнаружится много пустых консервных банок и любопытное граффити.
Все остальные известные науке «норы» разбросаны по просторам второй главы. В третьей камере идите вдоль стены направо - в ней будет дыра, ведущая в убежище средних размеров. Оно примечательно двумя красивыми рисунками и радиоприемником, который играет композицию Exile Vilify, написанную группой The National специально для Portal 2.
В шестой камере в спрятанное убежище можно попасть только на ускорении от воздушной панели: поставьте один портал на входную наклонную поверхность, а второй - на самый дальний сегмент стены слева. Теперь, пропрыгав по трем панелям, вы попадете в очередное пристанище сумасшедшего ученого. Помимо граффити и жуткого беспорядка, комната интересна тем, что в ней можно поймать сигнал, который посылает Рэтмен. А самые внимательные обладатели отменной памяти приметят у стены обруч, который так эффектно катался после взрыва ГЛаДОС в ролике из первого Portal.
Следующая каморка скрывается в 11-й камере: обойдите выдвижную панель, в которую упирается световой мостик. Крошечное помещение примечательно только «глазастым» граффити. В 12-й камере до убежища добраться чуть сложнее. Видите, сверху отвалилась черная панель? Со светового мостика откроется прекрасный вид на порталопроводный потолок этажом выше. В убежище нас ожидает очередная коллекция пустых консервных банок из-под бобов и испорченное граффити.
Убежище в 16-й камере, наверное. хорошо знакомо всем, ведь именно в нем спряталась главная пасхалка игры - репетирующие турели. Перед тем как идти к выходу с уровня, поставьте портал под камерой слежения и с помощью призмы и лазерного луча поджарьте турель, коварно скрывающуюся за решеткой. От взрыва решетка отлетит, позволив нам на корточках попасть в секретное помещение. Здесь нас ждут мусор, граффити и квартет мирных турелей, готовый устроить нам небольшой концерт. Пятая. потолще, молча взирает на репетирующих товарок.
В 17-й камере нас ждет еще одно помещение, попасть в которое можно двумя путями. Простой лежит через световой мостик. Один портал ставим в его конце, а второй - на параллельной мосту стене, чуть ниже и правее камеры наблюдения. Пройдя сквозь порталы и поднявшись по лестнице, мы попадем в последнее убежище: здесь настоящий склад кружек со смешными надписями, два граффити и вентиляторы. Граффити необычные: если включить громкость на максимум, можно расслышать какие-то бессвязные речи. Вполне возможно, что это лепетание бедняги Рэтмена. Если вы отключите музыку, то ничего не услышите. Под нижним вентилятором будет коридор. упирающийся в приоткрытые двери. В него можно попасть как из испытательной камеры, выстрелив через разбитое стекло и щель в дверях - что требует снайперской точности, - так и сверху, через вентиляцию. В коридоре ничего интересного нет.
Кроме убежищ Рэтмена, в первых главах хватает других пасхалок. Первая встречается в самом-самом начале, в комнате Челл: картина. на которую нам надо смотреть во время разминки, при повторном пробуждении меняется. И ладно бы просто другую повесили, так нет - изображен тот же пейзаж, просто ночной. Хотя вполне возможно, что картинка меняется в зависимости от освещения, - на «ночной» картине просвечивают фрагменты «дневного» варианта.
Помните фразу, которую нам в ускоренном темпе говорит ГЛаДОС в камере 08 (там, где лазер и силовое поле)? Недремлющие поклонники записали, замедлили и расшифровали ее: оказывается, это цитата из «Моби Дика». Другая непонятная фраза - не столько пасхалка, сколько отменная шутка. Тирада на испанском, которую произносит Витли. демонстрируя, какой он теперь умный, переводится как «Вы неправильно используете программное обеспечение для перевода. Пожалуйста, сверьтесь с инструкцией».
Как ни заставляли разработчики игру стенами, одно место им защитить не удалось: во время бомбардировки белой трубы в комнате с кнопкой и разбитым окном в девятой главе можно расплескать краску на внешнюю стену. После этого с помощью портала реально спрыгнуть вниз на пол, замаскированный под туманную пропасть. Никакой пользы это не принесет, но ведь всегда приятно сделать то, что тебе так отчаянно запрещают. В игре также осталось одно «невозможное» место, которое внутри больше, чем снаружи. Это помещение, в котором Витли сбрасывает на Челл нерабочие турели.
Чего можно достичь в одиночной игре
С просто интересными местами мы разобрались, давайте теперь поохотимся за достижениями. Самые простые из них. которые открываются по мере прохождения, рассматривать не будем.
За бортом. Это достижение можно получить ближе к концу шестой главы, этажом выше того места, где вы подбираете картофелину. За шкафом есть малоприметная двойная дверь, открывающаяся при попытке пройти через нее. Справа в конце коридора будет огромный док, где был построен корабль Borealis, про телепортацию которого мы слышали еще в Half-Life 2: Episode Two. Награда активируется. если посмотреть на спасательный круг с названием корабля, прислоненный к стене.
Дверная награда также может быть получена в 6-й главе. Для ее активации нужно прослушать шесть особых аудиозаписей Кейва Джонсона. Эти забавные монологи записаны на панелях сбоку от бронированных дверей, предположительно ведущих в небольшие экспериментальные лаборатории. К первым трем дверям можно попасть, телепортировавшись с вершины подъемника, - это единственный подъемник в игре, управляемый большими красными кнопками со стрелочками, а двери отлично видны, так что не ошибетесь. Три следующих двери расположены в том же коридоре, что и пустующий док.
Портрет женщины. В начале седьмой главы, при переходе из первой во вторую испытательную камеру, можно увидеть запертые ворота. За ними белеет краешек стены, так что портальная пушка вам в помощь. В комнате, куда вы придете, висит примечательная картина. которую картофелина удостоит интересным комментарием. Увидев картину впервые, бы получите достижение и богатую пищу для размышлений.
Следующие достижения не связаны с секретами, но их открытие сопряжено с интересными диалогами и получением массы удовольствия. Кстати, о массе!
Сохранение массы. Пройдя через сломанное поле в камере 07 второй главы, поставьте портал на стену, потом вернитесь, заберите куб и пройдите через второй портал. ГЛаДОС выдаст едкий комментарий и растворит куб в третий раз.
Кто тут главный. В самом начале девятой главы под-дайтесь на уговоры Витли и вернитесь к яме. Прослушав до конца его длин-ную речь, спрыгивайте в пропасть.
Внимательная слушательница. Еще один способ прикончить Челл. послушавшись коварной машины. Во время побега, когда ГЛаДОС предложит вернуться в камеру и продолжить испытание, бегите по мостику налево. Наградой будет не только достижение, но и поучительная смерть от нейротоксина.
Ничего личного. Это достижение зарабатывается в 5-й главе. Идя по конвейеру со сломанными турелями, вы увидите одну еще более или менее рабочую, которая ненавязчиво попросит ее спасти. Выполнив просьбу бедняжки. вы получите достижение и услышите от турельки следующее: «Спасибо. Разозлись. Боги наказали Прометея за то, что он принес людям знания. Он был заточен в недрах земли, и птицы клевали его. Этого недостаточно. Ответ под нами. Ее зовут Кэролайн. Помни это. Это все, что я могу сказать».
Настойчивость. Чтобы получить это достижение и посмеяться над ворчанием Витли. просто не нажимайте кнопку в первом испытании второй главы в течение одной минуты.
Круши-ТВ. В 8-ой главе Витли будет общаться с вами посредством видеомониторов. Они хрупки и легко уничтожаются лазером, турелями, ударом летящего куба или даже самой Челл. Для активации достижения необходимо разбивать мониторы в течение одного прохождения: если пропустите хоть один.придется начинать сначала. Если совсем не знаете, как разбить очередной экран, посмотрите видеотур с нашего диска.
Следующая порция достижений в Steam ничем, кроме ощущения собственной значимости, не поощряется.
Бросок куба можно заработать в камере 06 второй главы или в первой испытательной камере. где нам противостоят турели. На худой конец попытайте счастья в 16-й камере второй главы. В первом случае просто вызовем куб. поставив один портал на панели входа, а второй - прямо над кнопкой. В остальных нужно открывать один портал над кнопкой, а другой под кубом, разумеется. не трогая его перед этим руками.
Полное сканирование зарабатывается в 5-й главе. Просто встаньте в сканер, предварительно убрав из него турель-образец.
Птурельдактиль можно заработать в камере 06 второй главы. Вам необходимо поймать турель, летящую среди прочего мусора. Если вы уже отправили мусор в убежище Рэтмена. скорее всего, турель упала на широкий черный карниз около наклонных белых панелей. Возьмите турель в руки, вернитесь в начало камеры и поставьте ее на воздушную панель.
Куб Шредингера. Забрызганный синькой куб обычно впервые вылетает в сторону большой красной кнопки (при перезагрузках направление полета будет случайным). Просто встаньте у левого угла «хрустального гроба» и нажимайте Е почаще. Правда, ходят слухи, что есть альтернативный способ получить награду. Для этого надо успеть отмыть куб до того, как он выпрыгнет, но когда
хотя бы одно стекло уже разбито. Дальше телепортируемся в «гроб» и берем куб в руки. Если молва не врет, достижение при этом засчитается.
Интересные достижения кооператива
Хотя сами головоломки в кооперативной кампании на порядок заковыристее, интересных мест, скрытых диалогов и веселых достижений в ней существенно меньше. Хотя, быть может, мы просто плохо искали? Пока единственное известное место - комнатка с кубом-компаньоном, за нахождение которой дается достижение Трое в лодке.
Комнату можно найти в 9-й камере четвертого эпизода, ближе к концу уровня. Получив при помощи порталов экскурсионную воронку и световой мост (их «источники» за разобранным участком стены), ставим воронку на пригодную для этого поверхность и летим вперед над прессом с шипами. Добравшись до стены, установите световую дорожку так. чтобы она перекрывала конвейер на уровне ближнего края второй балки. Теперь можно поставить воронку снизу перпендикулярно световому мостику так, чтобы вас несло прямо на него. Когда упретесь в дорожку, поставьте воронку параллельно ей. Вас начнет сносить в сторону дальнего пресса. Гибели уже не избежать, но перед отправкой в камеру восстановления вы увидите куб-компаньон (он будет слева) и заработаете достижение.
Общество сохранения порталов. Это интереснейшее достижение можно получить в камере 03 серии испытаний «Мосты плотного света». Первый портал ставится в конец светового мостика - это можно сделать с самого краешка обрыва, присев на корточки и приблизив прицел. Второй установите напротив вас так, чтобы с получившегося мостика можно было поймать скругленный куб. Тот из игроков, кто не открывал порталы, остается на мосту ловить шар, второй бежит нажимать кнопку. После поимки скругленного куба партнер заходит на «постоянную» часть моста, а первый игрок, сидя на самом краю источника световой дорожки (этот источник немного шире мостика), ставит третий портал в белую поверхность над собой. Поставить его, не упав с мостика, можно только из этой точки через прицел. Теперь оба игрока проходят через портал на новый мостик, ставят шар в отверстие и идут в следующую комнату.
Пройти вторую комнату парой порталов придется с риском для жизни, ну, или что там вместо нее у роботов. Первый портал ставим на конец светового моста, второй - на опущенный сегмент потолка, прямо на пути полета с ближайшей к выходу воздушной панели. Этот световой мостик надо поставить под углом в 60-70 градусов, а в прыжке жать налево (D по умолчанию), иначе на площадку выхода можно и не попасть, угодив в кислоту. Если обе комнаты пройдены чисто, вы и ваш напарник получите заветное достижение.
Цирк четырех колец. Получить это достижение можно либо с упоением прыгая через порталы на ровной поверхности, либо немного похимичив с воронками. Второй способ проще и приятнее. Важно помнить, что вы должны войти в порталы всех четырех цветов.
Тройная корона. Это очень простое уг достижение, и проще всего его получить, пройдя подряд комнаты 02, 03 и 04 (серия «Масса и скорость). Иногда достижение не засчитывают даже при выполнении всех условий - в этом случае надо пройти камеру 02 еще раз.
Камень-ножницы-портал. Просто так выиграть три раза подряд трудно, но если во время «тряски» быстро нажимать W или D, шансы на победу значительно возрастают.
Сами напросились. Вопреки слухам для получения этого достижения достаточно посмеяться перед камерой хотя бы раз в каждой серии испытаний, а вовсе не перед всеми камерами в многопользовательской игре. Но жестикулировать перед каждой камерой все равно стоит: комментарии ГЛаДОС по этому поводу весьма разнообразны.
Наша экскурсия по закоулкам мира Portal 2 поделила к концу. Разработчики обещают этим летом порадовать игроков бесплатным дополнением, в котором наверняка найдется место новым достижениям и новым секретом. А пока что поклонники не прекращают экспериментировать и копаться в игровых файлах. Кто знает, какие тайны еще не раскрыты?